Трещотка или кассета?

При переключении передач на заднем колесе велосипеда используются два стандартных механизма: кассета или трещотка.
У каждого есть плюсы и минусы и выбирать можно бесконечно - слишком много тонкостей.
Но есть основные моменты, которые и рассматриваются в этой статье.
При появлении многоскоростных велосипедов, сначала были разработаны и использовались трещотки. Затем появились кассеты, в которых исправили практически все проблемы и недочёты трещоток.
И можно сделать вывод, что кассеты лучше, чем трещотки, но давайте посмотрим более внимательно на них.
Чем же конструктивно кассета отличается от трещотки?
Трещотка (Threaded Freewheel) – набор звёзд, с встроенным храповым механизмом, который накручивается на резьбу на задней втулке.
Состоит из: 
- 6-8 звездочек, собранных вместе, с количеством зубьев от 13-14 до 28-34.
- Механизма свободного хода: собачки, пружинки, храповик. Он позволяет прокручиваться в одном направлении и не позволяет в другом.
- Подшипника.
- Резьбового кольца для навинчивания на резьбу втулки заднего колеса.
При поломке или износе даже нескольких звёзд проще и дешевле заменить всю трещотку целиком. Хотя нельзя сказать, что это аксиома. Есть мастера, разбирающие и ремонтирующие их, но процесс этот значительно сложнее, чем при ремонте и замене звезд в кассете.

Кассета (Cassette Cluster) – набор звезд собранных или склёпанных вместе.
В отличие от трещотки, кассета надевается на барабан специальной кассетной втулки для заднего колеса. Крепится на нём с помощью шлицевого соединения и фиксируется гайкой. Отверстие в середине кассеты имеет специальные выемки, которыми она цепляется за выступы на поверхности барабана задней втулки.
Кассеты ставят на велосипеды более дорогих моделей, так как они надежнее, легче и ремонтопригоднее.
Муфта свободного хода, также состоящая из собачки, пружинки и храповика, расположена внутри барабана задней втулки. Называется такая конструкция - Cassette Freehub.
Зажимная гайка обеспечивает надежное крепление кассеты на шлицах втулки. 
Звезд в кассете обычно больше – от 7 до 11. Чаще всего самая маленькая звезда имеет от 11 зубьев, а большая до 24-36. Хотя встречаются и 11 скоростные кассеты с количеством зубьев от 10 на самой маленькой до 40-42 на самой большой звезде. 
Появились даже 12-ти скоростные трансмиссии для MTB, в которых звезды имеют от 10-11 до 50 зубьев.

Втулки для кассеты и трещотки

Как видно, из-за особенностей конструкции кассеты и трещотки, для каждой из них нужна своя задняя втулка. Никакой совместимости нет: трещотку нельзя накрутить на втулку, предназначенную для установки кассеты, а кассету невозможно поставить на втулку для трещотки.

Втулки для трещоток - с резьбой, а втулки для кассет - с барабаном, на котором есть выступы для шлицевого соединения с самой кассетой.
Важным плюсом при эксплуатации кассет является то, что подшипники у них расположены по краям втулки, близко к дропаутам. Это, в отличие от трещоток, позволяет значительно лучше переносить большие нагрузки на ось втулки при тяжёлом велосипедисте (более 90-100 кг), большом грузе на багажнике, либо при сильных динамических нагрузках на заднее колесо.
Ось на втулках для трещоток, при таких же нагрузках может погнуться, так как в этих втулках подшипник, держащий нагрузку, расположен под первыми звездами, а дропауты давят на края оси. В результате возникает значительно большее, чем у кассет, плечо у силы давления дропаутами на ось и большая нагрузка на неё, которая и может привести к изгибу или поломке оси.
При этом, при покупке кассет необходимо учитывать и их совместимость со втулками разных производителей.
(Дропауты — это посадочные места для оси колес. К ним относятся "проушины" в вилке — это передние дропауты или же дропауты вилки. Прорези в раме велосипеда для установки заднего колеса — это задние дропауты.)

Так как у трещотки механизм свободного хода расположен внутри, то шарики у подшипников в нем маленькие и, соответственно, нагрузку они выдерживают меньшую, чем кассета, у которой механизм свободного хода расположен внутри втулки. Места там больше, поэтому шарики в подшипниках более крупные, а значит – они выдерживают большие нагрузки. В дорогих и качественных моделях втулок производители устанавливают промподшипники (неразборный узел из двух колец, между которыми катятся шарики). Таким образом, механизм свободного хода у кассеты более надежный, чем у трещотки.

Плюсы и минусы трещоток и кассет

Главный плюс трещоток – низкая цена. Они всегда дешевле кассет, потому и используются на всех типах детских, подростковых и бюджетных велосипедов.
При этом кассета более надёжна, чем трещотка, особенно при эксплуатации велосипеда с большими нагрузками. При спокойной манере езды трещотка хорошо справляется с переключением скоростей и не стоит переплачивать за кассету.
Однако есть и минусы у трещоток, например – снять её бывает очень проблематично, так как резьба на них обычная, правосторонняя, и когда велосипедист крутит педали – он все-время закручивает трещотку на втулке. Поэтому чтобы снять её с колеса, нужен специальный съемник и значительное усилие, большой рычаг или знакомый "качок".

Снять кассету значительно проще, так как прижимная гайка никак не связана с движением колеса – она просто накручивается на барабан. Снимается с помощью двух инструментов: съемника и "хлыста". Съемник вставляется в кассету, так, чтобы его шлицы полностью вошли в пазы стопорного кольца. Затем на одну из больших звезд накидывается цепь хлыста, которым удерживается кассета, пока ключом со съемником откручивается прижимная гайка.
Важный плюс кассет для опытных велосипедистов – количество зубьев на самой маленькой звезде. На кассете их обычно 11, а у трещотки 13-14. Таким образом, на кассете, при одинаковом количестве зубьев на передней звезде и одинаковой скорости вращения педалей (каденсе) можно ехать быстрее. 

Также разброс передаточных чисел на звездах у кассет обычно больше и лучше, чем у трещоток.

Как визуально отличить кассету от трещотки

Если у неопознанной пока "штуковине" на задней стороне имеется резьба – значит это трещотка, нет резьбы, а есть выемки в центре – это кассета.
Если она уже установлена на велосипеде – посмотрите снаружи на центр блока звезд. На трещотке два маленьких углубления, одно напротив другого, с помощью которых можно открутить крышку, за которой находятся подшипники. На кассете можно увидеть плоскую гайку со шлицами, с помощью которой звезды прижимаются к барабану.
Можно посмотреть по маркировке, нанесенной на первой, самой большой звезде, найдя в интернете что это: кассета или трещотка.
Если никак определить тип не удается, можно считать так:
если на велосипеде до 18 скоростей – то в подавляющем большинстве случаев случаев там стоит трещотка;
если 21 скорость – то большая вероятность того, что это трещотка, кассеты на 7 скоростей – достаточно редкий случай;
если скоростей больше 24 – кассета.

Маркировка кассет и трещоток

Обычно если в маркировке есть символы CS (Cassette Sprocket) – это кассета. Если есть буквы MF-TZ или просто TZ – это трещотка.
Количество зубьев на звездах трещоток и кассет обозначается одинаково: две цифры через дефис и буква “T”. Буква “T” от английского слова tooth – зуб, зубец.
Например: 14-28Т. На маленькой звезде 14 зубьев, а на большой – 28.

Выводы

Трещотки отлично подходят для:
недорогих моделей велосипедов различных типов,
детских, подростковых, женских велосипедов.
Если вес велосипедиста до 100 кг, он катается спокойно, без рывковых нагрузок на цепь и заднее колесо, особенно на крайние наружные звезды – то трещотка отлично справляется с задачей переключения скоростей. Часто у таких велосипедистов трещотки служат многие тысячи километров и нормально себя ведут.
Если вес велосипедиста более 100 кг или велосипед используется для длительных туристических поездок с большой нагрузкой на багажник – лучше использовать кассету. Она более надежная и легче переносит большое давление на ось задней втулки.
Если Вы любитель агрессивных стилей катания, гоняете по пересеченной местности, и при этом байк испытывает сильные динамические нагрузки на заднее колесо, например, при прыжках, скоростных горных спусках и т.п. – то однозначно для переключения скоростей нужно применять кассету.
Если для Вас важнее надежность, часто переключаете скорости, Вам нужны большие передаточные числа и кошелек позволяет – берите кассету.
 

Теги: Трещотка, кассета